Федор Яминский рассказал об истории компании и системе эксплуатационной поддержки iOSS
В марте 2015 года российская компания «Старт инноваций» (СТАРТ) впервые в своей истории выступит в роли экспонента на Mobile World Congress в Барселоне. В интервью главному редактору «Стандарта» Леониду Конику директор ООО «Старт инноваций» Федор Яминский рассказал об истории компании и ее флагманском продукте — системе эксплуатационной поддержки iOSS.
— Как начался бизнес вашей компании?
— ООО «Старт инноваций» было создано в июне 2004 года как стартап, который взялся за разработку систем управления оборудованием через Интернет, продолжая успешное развитие направления удаленного контроля измерительных приборов, которое с 1990 года развивала аффилированная с нами компания «Центр перспективных технологий». Компания СТАРТ получила грант российского Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника) и среди первых индустриальных достижений СТАРТа — оснащение целого корпуса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) системами управления нашей разработки (они включали охранную систему, видеонаблюдение, систему контроля доступа персонала). Позднее СТАРТ переориентировался на создание ПО для мониторинга и управления телекоммуникационными сетями. На этом пути мы добились немалых успехов: в 2011 году оборот ООО «Старт инноваций» превысил отметку 100 млн руб., или около €2,5 млн по курсу рубля на тот период, и с тех пор ежегодно продолжает расти.
— С чем была связана смена профиля деятельности?
— Переквалификация была связана с началом нашего сотрудничества с британской фирмой Aircom International, которая занималась планированием сетей радиосвязи, OSS-решениями и консультированием в сфере управления сетевой инфраструктурой в мобильном секторе.
Предыстория этого сотрудничества уходит корнями в мою карьеру. После окончания биологического факультета МГУ я начал работать в российском офисе компании Schlumberger, в подразделении, которое занималось смарт-картами (в 2004 году оно выделилось в компанию Axalto). За 4,5 года в Schlumberger я прошел путь от Java-программиста до главы российского офиса. Самым масштабным нашим проектом был аутсорсинг для компании МТС, в рамках которого мы построили завод по персонализации SIM-карт в Москве.
В 2006 году МТС заинтересовалась системой радиопланирования Aircom, и вскоре в компании СТАРТ появилось подразделение по работе с Aircom International. Изначально ее фокусом были инженерные системы планирования радиопокрытия, и продукт ASSET до сих пор является одним из самых популярных в мире среди операторов связи. Мы начали как реселлер Aircom, потом стали оказывать первую линию технической поддержки для их решений, затем — вторую линию, а впоследствии — полный спектр интеграционных и проектных работ. В декабре 2013 года фирму Aircom International поглотила американская корпорация TEOCO, и сейчас мы продолжаем сотрудничество уже с ней. Также мы представляем в России ряд других инженерных решений мировых лидеров индустрии, в том числе Siradel, JDSU, iBWave.
Со временем у нас появились и другие клиенты: СТАРТ сотрудничает с сотовыми подразделениями компаний «Таттелеком» (сеть «Летай») и «Ростелеком» (эти активы сейчас переданы в «Tele2 Россия»), а также с операторами Yota и «Антарес 4G».
Yota, еще до ее поглощения «МегаФоном», реализовала на наших решениях единую OSS-систему, которая покрывала полный спектр workflow этого оператора — от контроля планирования и строительства базовых станций LTE до их автоматизированной приемки. По мере появления в эфире новых базовых станций на портале Yota автоматически обновлялся охват сети, с точностью до дома в городах охвата, и этими данными пользовались все подразделения, включая технический блок, маркетинг и даже бухгалтерию, которая получала из нашей системы данные по успешно запущенным площадкам для расчетов с подрядчиками.
— Как в СТАРТе появилось направление разработки поддержки деятельности операторов (OSS)?
— Мы внедрили продукты Aircom сначала в МТС, затем — в «МегаФоне», а также поддержали один из крупнейших проектов в области консалтинга для «ВымпелКома» по развертыванию сети ШПД. Тесно общаясь с представителями «большой тройки», мы увидели потребность в инновационных OSS-решениях, которые учитывают их внутренние бизнес-процессы. Конечно, уже на тот момент в мире существовало немало различных OSS-систем, но в России своя специфика: компании не любят детально формулировать свои потребности и создавать технические задания (ТЗ), и внешнему подрядчику не всегда легко понять, что же на самом деле хочет получить заказчик. Иностранцы не привыкли к низкому уровню формализации задачи, который резко контрастирует с высочайшим уровнем ожиданий ввиду большого опыта и квалификации инженеров в России. Именно в этой специфике мы нашли свою нишу, и СТАРТ стал российским производителем системы эксплуатационной поддержки, которую мы продвигаем под брендом iOSS, а также системным интегратором — ведь мы и внедряем эти разработки. Первый контракт на поставку и внедрение iOSS мы заключили с МТС, а второй — с «МегаФоном». Проект с «МегаФоном» начался в его Поволжском филиале, а с МТС — в Москве, и с тех пор у СТАРТа действует два офиса: в Самаре и Москве.
— В чем особенности iOSS?
— Это глобальная система, работающая в федеральном масштабе, причем с уровнем business critical. В современных сетях связи голос уходит на второй план, а сетевую емкость занимает непрерывно растущий в объеме трафик данных, и пока никто толком не знает, как контролировать его качество. iOSS позволяет эффективно настроить технические бизнес-процессы оператора связи, направленные на качественное предоставление услуг.
На данном этапе развития iOSS состоит из двух ключевых модулей — анализа статистики и контроля параметров. Первый модуль решает классическую задачу — собирает ключевые показатели (KPI/KQI) по всей сети, включая радиоподсистему, опорно-транспортную инфраструктуру и VAS-услуги. На базе собранной статистики формируется основа для оперативного мониторинга — карты heat map, а также отправляются алармы в системы fault-management. Сочетание в iOSS оперативности загрузки данных и формирования KPI/KQI (30 секунд с момента появления данных на источнике), а также трендинга KPI позволяет создать мощную систему превентивного мониторинга, с помощью которой можно не только отслеживать производительность оборудования и качество оказываемых услуг, но и предотвращать будущие перегрузки и аварии.
А вот контроль параметров в сетях связи превратился в абсолютно нетривиальную и ключевую задачу эксплуатации сети: оборудования в традиционном «коробочном» понимании у операторов становится все меньше и меньше — по сути, все оно превращается в программный код, и оператору приходится контролировать тысячи параметров на миллионах различных устройств. Наш модуль контроля хранит и контролирует 100% доступных сетевых параметров, поэтому на его базе оператор может легко создать универсальный центр эксплуатации и мониторинга сети. iOSS позволяет масштабировать на всю сеть успешный опыт оптимизации, проведенный на одном ее участке, а также вовремя вернуть настройки сети после проведения спецмероприятий и по окончании праздников.
Система iOSS является базой знаний по всей сети: чем больше оператор ее использует, тем больше система накапливает правил и зависимостей, полностью контролируя внедрение технической бизнес-стратегии оператора во всех регионах и подсетях. Централизованный end-to-end-контроль параметров сети с помощью iOSS — это уход от «энтропии» точечных настроек и постоянного траблшутинга и переход к упорядоченному управлению сетью, что позволяет оператору своевременно наращивать и максимально использовать существующую емкость сети.
Решение iOSS для операторов даже конкурирует с системами учета (inventory), но выгодно отличается от последних, так как наш продукт получает данные автоматически и в полном объеме, тогда как в системах inventory нужно постоянно вносить данные вручную. Продукт СТАРТ дает оператору возможность в каждый момент времени и из одной точки видеть всю сеть end-to-end, на основе доверенной автоматической информации, чем успешно пользуются все подразделения — от маркетинга до бухгалтерии.
— С какой целью СТАРТ решил в 2015 году экспонироваться на Mobile World Congress в Барселоне?
— Мы хотим показать зарубежным операторам и интеграторам продукт iOSS, который доказал свою работоспособность и эффективность на сетях «МегаФона» и МТС в масштабах всей России. С учетом нынешнего низкого курса российского рубля относительно мировых валют, система iOSS на мировом рынке сейчас очень конкурентоспособна по цене. Мы предполагаем, что продвижением iOSS может, в том числе, заинтересоваться и наш давний партнер — корпорация TEOCO.
Также мы продемонстрируем в Барселоне нашу премьеру — ГИС-модуль iOSS, который позволяет в удобном интерфейсе отобразить все сервисы, виртуальные и физические сетевые ресурсы оператора, объединяя данные планирования, статистики и измерений разных подсистем — радио-, IP/транспортной, опорной и VAS.
— Как строится ценообразование для пользователей iOSS? По количеству абонентов или обслуживаемых сетевых элементов?
— Как показывает опыт, оба эти варианта неэффективны. У нас есть базовая стоимость лицензии на каждый модуль, вне зависимости от количества охваченных сетевых элементов или подписчиков в сети. Второй источник доходов для нас (как и в большинстве OSS-проектов) зависит от наращивания масштабов, что связано с расширением сети и появлением новых технологий. Наши лицензии — бессрочные, а новые версии ПО мы предлагаем в рамках технической поддержки (по отдельному договору).
— Какая база данных лежит в основе iOSS?
— Мы используем систему управления базами данных Oracle. Однако мы, как и многие разработчики OSS, идем в сторону Big Data. Мы уже получили от операторов запросы на инструментарий Big Data и на данный момент тестируем такую систему. Правда, исходные данные для классической OSS-системы принципиально другие: мы работаем с малым объемом высокоструктурированных данных, тогда как Big Data предполагает обработку больших массивов неструктурированной информации, поэтому полный переход на Big Data на данном этапе не целесообразен.
— Может ли iOSS работать в облаке?
— Основная часть серверов, которые использует iOSS, являются виртуальными машинами, так что это уже облако. Единственная часть системы, которая не может работать в облаке, — сбор оперативной статистики и ее быстрая обработка. Универсальность и гибкость нашей системы позволила нам перейти от мониторинга сетевых элементов в область контроля качества сервисов.